Паломничество в Глинскую пустынь

0
16

Монастырь Рождества Богородицы или Глинская пустынь возник в глухом месте, среди дремучих лесов, находящихся недалеко от г. Глухова. Не знаю, какие эти места были раньше, но и сейчас место это выглядит достаточно глуховатым, дороги сюда плохие, вокруг леса и болотистая местность. Плюс ко всему еще осень и дождливая погода усугубили мое впечатление об этом монастыре.

Однажды знакомый священник, услышав о планах посетить обитель, махнул рукой и сказал – вечная стройка. И действительно, все строения покрыты лесами и пленкой, многие недостроенные, никакой благоустроенности и благолепия по сравнению даже с соседними монастырями. Более того, в самом монастыре можно услышать гогот сотен гусей или пение петухов, но как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Может быть, когда-то и здесь будет хорошо, возможно здесь хорошо и сейчас, потому как монастырь – это не музей, а место жительства монахов.

А ведь этот монастырь в своей славной истории был настолько известным, что уступал разве что Киево-Печерской и Почаевской лаврам. Слава его заключалась не в древности, не в изысканности архитектурной постройки, а в людях, которые там жили. В Глинской пустыни существовал уникальный институт старчества, в XIX веке здесь наступил период расцвета. Наиболее известно о 16 старцах, которые сейчас прославлены в лике святых и мощи их почивают в одном из храмов. Высокие подвиги и духовные дарования глинских иноков сделали обитель широко известной. Ее подвижников называли «украшением монашества». в Глинскую пустынь многие старцы (в т. ч. прп. Серафим Саровский) направляли желающих иночества. Велико было духовное единение Глинской пустыни с Оптинской пустынью, старцы обеих обителей вступали в духовно-молитвенное общение, посещали друг друга, вели переписку, имели общих духовных чад. Опыт Глинской пустыни повлиял на 14 крупных монастырей Российской империи, некоторые перенимали устав и опыт духовной жизни.

Чтобы иметь представление о духовности старцев, то можно упомянуть настоятеля Глинской пустыни ⚜️схиархимандрита Иоанникия. В предреволюционные годы была ослаблена цензура, и в прессу начали попадать материалы сомнительного содержания. Например «Черная сотня в провинции» – так называлась статья одного помещика, у которого были тяжбы с монастырем. В этой публикации отца Иоанникия оклеветали. Навету внял архиепископ Курский Стефан, который отличался очень крутым нравом. Старцу приказали в течение суток покинуть монастырь. Он был невиновен и показал это следующим чудом. Когда старец выходил из монастыря, был весенний разлив (раньше, пока болота не осушили, река разливалась очень сильно). И вот он вышел – а вокруг вода. Отец Иоанникий благословил воду и по ней, как по суху, у всех на глазах ушел из монастыря. Это был настоящий подвижник, старец, святой человек.

Более ста лет назад в Глинской обители подвизалось до 700 насельников, включая послушников. В 1922 г. монастырь закрыли, сколько Глинских монахов приняло при закрытии монастыря мученическую кончину, сейчас уже сказать трудно. Но оставшиеся из них не остались на свободе, а попали в лагерное заключение. Все они пострадали за Христа и свою веру, но не один не отрекся от нее, не сломался. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, снова затеплилась иноческая жизнь в Глинской пустыне. Это был единственный монастырь, открывшийся в то время. Был закрыт с 1961 г. до 1994 г.

Расположен в селе Сосновка Глуховского района Сумской области. Совсем недалеко граница с Россией. По преданию, Глинская пустынь основана на месте явления в 1557 г. местным пчеловодам на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

Земля здесь песчаная, поэтому название «Глинская пустынь» происходит совсем не потому, что горшечники добывали тут глину, как написано в некоторых книгах. Глины здесь нет, здесь песок. А название идет от имени одного древнего княжеского рода, из которого вышла Елена Глинская – мать Иоанна Грозного. Их родоначальник – татарский мурза. Он принял христианство и в крещении стал Александром. Поступил на службу к литовскому князю и получил в удел местечко Глинск. Там был ручей Глиняк (сейчас село Роменского района Сумской области). Отсюда у них фамилия Глинские. Это приблизительно в 100 километрах отсюда.

Архивные материалы свидетельствуют о внешнем благолепии и процветании обители в конце XIX века. Пустынь, обнесенная каменной оградой, имела пять отдельных и четыре домовых храма.

В конце прошлого века в Глинской обители подвизалось до 700 насельников, включая послушников, которых было большинство. Содержание от казны пустынь не получала, довольствовалась собственными средствами, трудами братии, помощью усердствующих к обители благотворителей.

Когда монастырь в 1922 году закрыли – здесь разложили костер. Сжигали иконы, книги – всё было уничтожено. Есть описание архива Глинской пустыни – дореволюционное, но из него практически ничего не уцелело. Все здесь создается с нуля.

АВТОР: Андрей ГЕРМАН

Фото автора