Экскурсия к Мамврийскому дубу

0
1003

Город Хеврон, в котором растет Мамврийский дуб, расположен на Западном берегу реки Иордан, в Палестинской Автономии. Находится он в сорока километрах от Иерусалима. Необходимо пересечь Израиле-Палестинскую границу.

В конце XIX века этот участок у арабов выкупил тогдашний начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). Это место имеет библейское прошлое. Именно здесь в то время была дубрава Мамре, где стояли шатры праотца Авраама. Под кроной одного из деревьев он принял трех странников, в виде которых ему явился Бог. В Библии не говорится, что это конкретно дуб. Просто упоминается слово «дерево». Но на этом месте проводилось много археологических раскопок, в результате которых было принято считать, что «тем деревом» является Палестинский дуб. Именно они в прошлом росли здесь и составляли дубраву.

Таким образом, современный Мамврийский дуб – это, одновременно, место, где Бог явился Аврааму и то, что осталось от Библейской дубравы Мамре. Сейчас здесь вспаханные поля, и редкие деревья.

Казалось бы, одно дерево, а мы сидели возле него часа полтора – история за историей.

С конца XIX века, когда значительно увеличился поток паломников в Хеврон, дуб начал сохнуть.

Люди, при посещении этого Святого места, старались увезти с собой желудь, листок, ветку, листья, и, даже, куски коры – в качестве реликвии.

Со временем дуб отнесли металлическим забором. Есть этот забор и сегодня. Но это никогда не помогало. Местный гид рассказывал, что дети умудрялись пролазить под решеткой и набирать в пакеты, кто чего хотел.

В конце концов, одна огромная засохшая ветка упала на землю во время сильного ветра. Так ее распилили, и разослали по православным церквям стран СНГ.

Здесь еще есть дом, который некогда служил гостиницей для паломников, и наблюдательная вышка. Зачем она используется сейчас, не знаю. Но раньше архимандрит Антонин (Капустин) устанавливал наверху телескоп и наблюдал за звездами. Также из этой башни монахи следили за движением караванов с паломниками, которые шли в Хеврон.

А еще есть Свято-Троицкий храм, с золотыми куполами (но, не большими, все-таки территория мусульманская), который начали строить в начале XX века, а освятили в 1925 году. Все в комплексе – составляет монастырь.

Были внутри храма. Там три предела (как бы, три мини церкви): первая – в честь святых праотцев, которые похоронены также в Хевроне – в пещере Махпела, второй – во имя Святой Троицы, и третий – в честь святителя Николая.

У монастыря нет своей слаженной общины, потому что практически все местные жители Хеврона – мусульмане. Одна надежда на паломников. Внутри храм величественный. Много старинных икон, которые приобретала еще русская эмиграция в конце XIX – начале XX века. Во всех трех пределах — мраморные иконостасы. Массивные люстры, красивые лампады. Пол также из мрамора. Кстати, здесь находятся некоторые иконы Богородицы, которые почитаются во всем Христианском мире. Вы их увидите сразу – под стеклом они увешаны крестиками, кулонами, монетками, кольцами и цепочками – так люди «внешне» благодарят за полученные исцеления или помочь в решении каких-то важных жизненных вопросов.

Все в храме покрыто новизной. Ремонт был закончен недавно. Его делали местные монахи – всего несколько человек. А иконы для главного алтаря написали монахини из Горненского монастыря.

Сегодня Свято-Троицкий храм – это единственная христианская церковь в Хевроне. Но местный гид говорил, что раньше здесь было много христианских общин, и, вообще, некоторые существующие христианские храмы переделаны в мечети.

Город считается Священным для христиан, мусульман и евреев. Именно здесь похоронены древние ветхозаветные патриархи.

Интересно, что даже во время обостренных конфликтов между арабами и израильтянами Троицкий храм на русском участке не закрывался – там регулярно шли богослужения.

На участке также находится кладбище, на котором похоронены выдающиеся деятели русской эмиграции.

На этой территории проводилось немало археологических раскопок, еще, начиная с XIX века. Среди самых редких находок – погребальная пещера времен Иисуса Христа. Вход в эту пещеру закрывался камнем – сегодня он стоит рядом. Также неподалеку вы увидите два камня, похожих на столы. В древности они использовались для омовения тел покойников и смазывания их миром и бальзамами.

Нам показали валуны, которые археологи считают остатками алтаря, который построил на этом месте праотец Авраам.

До 1997 года весь этот участок принадлежал Русской Православной Церкви Заграницей, а с 1997-го – Русской Православной Церкви. Говорят, что законодательно закрепил его за православными сам лидер Палестинской Автономной Администрации Ясир Арафат.

… На обратном пути возвращаемся снова к Мамврийскому дубу. Другого выхода из монастыря нет.

Честно говоря, сегодня это дерево трудно назвать дубом. При посещении Хеврона в 1993 году здесь еще была какая-то крона. А последний зеленый лист здесь можно было увидеть в 1996 году. Затем и он засох.

Но через год, рядом со стволом, обтянутым железными обручьями-фиксаторами, вырос маленький побег. Вот за ним сейчас смотрят «во все глаза».

Нам также сказали, что несколько отростков Мамврийского дуба были перевезены в Грецию, и посажены на Святой Горе Афон.