Монастырь Животворящего Креста (Израиль, Иерусалим)

0
27

Монастырь Креста находится в восточной части Иерусалима — в административном районе, недалеко от здания Израильского Парламента. В принципе, территория вокруг — пустынна, хотя там очень красиво — между оливами из яркой зеленой травы виднеются красные цветы.

Ограда монастыря внешне напоминает крепостные стены.

Существует несколько версий о том, когда и кем была основана эта обитель. Одни ученые считают, что его основал император Константин Великий, другие, что царица Елена, а кто-то говорит, что у истоков монастыря стоял император Юстиниан.

Монастырь называется так, потому что построен на территории, где росло дерево, из которого был сделан крест для распятия Иисуса Христа.

Местный гид рассказал нам эту историю — весьма интересно.

Три странника (ангела), которые посетили Авраама у Мамврийского дуба, оставили ему на прощание три деревянных посоха. После этого они отправились уничтожать город Содом, который был полностью поражен грехом и пороком.

Библия говорит о том, что из этого города, при помощи Божьей, удалось бежать только Лоту с двумя дочерьми. Так вот, через некоторое время эти самые дочери вдруг подумали, что они остались на земле одни. Чтобы как-то «исправить» ситуацию, они напоили своего отца Лота, и вступили с ним в интимную связь.

Лот попросил Авраама помочь ему искупить перед Богом этот грех. Авраам дал ему три посоха, оставленных ангелами — посоветовал посадить их в землю, и поливать. Если они прорастут, значит, Бог простил его.

Через некоторое время они проросли — выросли три дерева (кедр, сосна и кипарис). Позже они сплелись в одно.

Уже в новозаветное время, когда Христу на суде у Понтия Пилата был вынесен приговор, первосвященник Каиафа распорядился сделать крест именно из этого дерева.

В основе монастырского комплекса — храм, перекрытый большим круглым куполом, и высокая колокольня.

Несмотря на то, что сегодня монастырь официально принадлежит Иерусалимской Патриархии, над его обустройством много потрудились грузины.

В 614 году, во время захвата Иерусалима, арабы разрушили обитель. До XI века он стоял в запустении, пока грузинский царь Баграт не отдал распоряжение возродить.

В некоторых монастырских помещениях сохранилась обстановка древних времен. Если будет возможность, посетите столовую. Обратите внимание на обеденный стол, в котором устроены специальные плоскости для ног сидящих (я такого еще не видел).

На кухне вы увидите старинные печи, в которых лежат хранятся горшки и кочерги.

При монастыре действует музей. Можно полистать старинные книги — многие из них, с иллюстрациями. В некоторых комнатах представлены предметы быта тех времен: столы, лежаки, кувшины, кастрюли, чаны и сковородки.

В одном из залов — старый камин. Иногда его разжигают и сейчас.

В одной из комнат есть манекены, на которых представлены образцы одежды тех времен.

Входим в храм. Внутри он выглядит очень старым. Росписи древние — нуждаются в реставрации. Практически все они сохранились фрагментами. Местный гид сказал, что с XI века он ни разу не перестраивался, был только мелкий ремонт купола. В церкви старинный иконостас, на котором висят потускневшие от времени иконы. Внутри весь храм оформлен под кирпичную кладку.

По центру, с потолка купола, свисает древняя люстра — вместо электрических лампочек на ней устроены обычные свечи.

В храме — достаточно интересный пол — выполнен мозаикой в XI веке. Но сохранились и фрагменты IV столетия. Кое-где видны пятна крови монахов, убитых персами в 614 году, во время захвата Иерусалима.

В храме несколько колонн, расписанных старинными иконописными изображениями. На одной из икон я увидел портрет Шота Руставели.

И тут, вдруг, вспоминаю, что улица, на которой находится монастырь Креста, также названа его именем.

Оказывается, он приехал сюда в XII веке, по поручению царицы Тамары — привез деньги на восстановления обители.

В монастыре нам показали фотографию, на которой изображен настенный портрет Шота Руставели, только в том месте, где лицо — ободрана штукатурка.

История данного повреждения такова. На территории монастыря поставили памятник этому выдающемуся грузинскому деятелю. В 2004 году, накануне визита в Иерусалим Михаила Саакашвили, кто-то повредил изображение.

Кстати, во время открытия памятника, Президент Грузии подарил монастырю икону святого великомученика Георгия Победоносца, изготовленную из золота.

Был здесь и Эдуард Шеварнадзе — он подарил золоченую икону Пресвятой Богородицы.

Входе беседы с местным гидом, я высказал недоумение относительно того, почему возродили монастырь грузины, а принадлежит он грекам — Иерусалимской Патриархии.

Оказывается, все решилось в XVII веке, когда Иерусалим находился под властью турок. Они негативно относились к грузинам, поэтому блокировали все финансы, которые из Грузии направлялись на восстановление монастыря. В результате, у местной общины возросли долги по пошлинам, а выплатить их было нечем. Это сделала Иерусалимская Патриархия, благодаря чему монастырь оказался в ее юрисдикции.

Кстати, еще один момент, который мне не очень понятен. На всех иконах монастыря были грузинские надписи. А сейчас можно увидеть, что некоторые из них затерты, а вместо них выписаны греческие. Как-то смотрится необычно, особенно, если учесть, что на стенах храма изображено много грузинских царей и святых угодников.

Говорят, что на территории монастыря похоронены святая царица Тамара и Шота Руставели.

В монастырском храме есть комната, в которой хранятся реликвии. То место, где росло дерево, из которого сделали крест, обозначено серебряным кругом с отверстием посредине, в котором видна земля.

Стены этой крипты красиво расписаны фрагментами из Ветхого Завета, посвященными Аврааму и Лоту.

Место, в котором расположен монастырь, местные жители называют Долиной Креста. Во время арабо-израильской войны 1948-1967 годов, именно через нее проходила линия фронта. Монахи ушли оттуда, а в монастырских корпусах, вплоть до 1967 года, находились лагеря для израильских новобранцев. Недалеко от монастырской ограды сохранилось несколько камней, изрешеченных пулеметными и автоматными очередями. Эти камни — словно памятники с тех времен.

Сегодня трудно сказать, действующий этот монастырь или нет. Раньше, когда в нем жили монахини, сюда пускали бесплатно, и без ограничений. Сегодня здесь музейная система.

Попасть внутрь можно через маленький вход — отверстие, специально оборудованное в стене, в XI веке.

Достаточно уютно в монастырском дворе — здесь растут добротные апельсины и лимоны.

Выходим за монастырскую ограду, и перед нами — шумный и застроенный район Рехавия. Сразу ощущается контраст. И хочется вернуться обратно….

Автор: Александр АНДРУЩЕНКО