На месте зверинца – святыня

0
38

Вы бы ни за что не догадались, проходя по улице Землянской в Киеве мимо обычных железных ворот, что именно находится за ними в глубине маленького непримечательного дворика. За высокой дверью - узкая вымощенная камнем тропинка, ведущая наверх… Но есть к этому месту и другой подход — со стороны Ботанического сада: большая вывеска, широкая дорога, по которой стекаются сюда толпы паломников и туристов. Одни приходят помолиться, другие же, просто посмотреть и поудивляться чуду, удивительным образом сохранившемуся до наших дней в самом центре столицы. И чудо это — Зверинецкие пещеры.

Автор: Юлия КОМИНКО

Восхождение к пещерам

Чтобы попасть в Зверинецкий скит и посетить древние, насчитывающие тысячелетие пещеры, в любом случае придется подниматься «медленно в гору». Так уж расположены лабиринты и ходы, что иначе как с языком на плечах к ним и не подойдешь. Но к возрождающейся святыне ноги сами идут — слишком уж много может она рассказать, слишком долго хранила она молчание.

Зверинецкие пещеры пролежали засыпанные землей почти 900 лет в полной неприкосновенности, не изменяясь и не обновляясь, и теперь, заходя в них, мы можем не только увидеть, но и почувствовать, как жили и погибали первые подвижники на Руси. Самое интересное — это то, что почти сто лет назад пещеры сами обнаружили себя, первыми сделали шаг навстречу потомкам. А сопровождалось открытие пещер всевозможными чудесами. Народная молва в те времена передавала предсказание одного прозорливого старца из находящегося рядом Свято-Троицкого (мы его знаем как Ионинский) монастыря, будто бы на тех холмах, под которыми впоследствии были обнаружены пещеры, воссияет в свое время благодать Божья. Киевлянка Феодосия Матвеенко, живущая неподалеку от пещер, еще во времена своей молодости видела разные знамения: то снятся ей стоящие на месте над пещерами иноки, просящие о них молитв, то там же является ей женщина с ребенком на руках, которая просит его покормить, а затем исчезает непостижимым образом. Однажды Феодосия увидела двигающуюся шумно радугу, которая вдруг остановилась и уперлась одним концом в обрыв. На этом месте обнаружили глубокий провал, из которого стали извлекать человеческие кости, древнюю церковную утварь, части иноческих одежд. Все это было полуистлевшее, как будто очень долго пролежало в земле.

Земля заговорила

Тогда в 1911 году началось активное исследование пещер. Обнаружилось, что и по времени основания монастыря, и по времени сооружения и освящения храмов Зверинецкий монастырь старше Киево-Печерской Лавры. Сначала монастырь находился всецело под землей, но со временем, развиваясь, вышел на поверхность. Пещеры же служили преимущественно для погребения усопших иноков. Просуществовав немногим менее ста лет, обитель явила миру деятельных поборников и проповедников веры Христовой — игуменов, свидетельства о которых имеются на стенах подземных церквей, монахов, отшельников. Отсюда поставлялись иноки наиболее строгого и праведного образа жизни на епископские кафедры, а сам Зверинецкий монастырь и действующая при нем школа благочестия положительно влияли на «более молодой» годами Киево-Печерский монастырь.

О причине гибели пещер ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Но все же основная версия — несчастье постигло обитель во время нападения врагов в конце ХІ века. Это могли быть половцы или татары, а может быть и одноплеменники, если брать во внимание количество княжеских междоусобиц. Тогда и сам Киев, и его монастыри подвергались ужасным разорениям, и во время одного из таких набегов окрестные жители могли искать спасения в пещерах. Напавшие враги заметили, куда скрылись преследуемые, а ввиду узости пещерных ходов два-три человека могли долго отражать любые натиски. Нападавшие, потеряв терпение, засыпали пещеры так сильно, что спасавшиеся в них горожане, а возможно и только иноки Выдубецкого монастыря, погибли от недостатка воздуха, воды и пищи.

Именно поэтому при раскопках в Зверинецких пещерах находили скелеты в разных местах на полу и особенно много скелетов в келлии при входе — люди падали там, где теряли последние силы, валились друг на друга в разных направлениях. Найденные при останках монашеские параманы, пояса и обувь дают основания думать, что в Зверинецких пещерах погибли преимущественно иноки, бежавшие сюда для спасения.

Монахи вместо тигров

Пещеры Зверинецкие — это вам не лаврские ухоженные и отштукатуренные лабиринты. В Киево-Печерском монастыре ходы копали иноки, когда хотели укрыться от мира для молитвы и поста. А Зверинецкий подземный монастырь возник на месте бывшего зверинца, в котором на заре тысячелетия аристократия содержала диких зверей. Отсюда пещеры и получили свое название. Келлии, которые стали впоследсвии усыпальницами православных монахов, изначально устраивались для львов и гепардов и выступали как вольеры. И сейчас, спускаясь в пещеры, можно ощутить древность, прямо таки вековую тяжесть, которую несут на себе эти каменные стены.

Да, кстати, холод в Зверинецких пещерах совсем не православный, во всяком случае выстоять службу в подземном храме проблематично. Но иноки Свято-Троицкого Ионинского монастыря, к которому относится Зверинецкий скит, стабильно каждую субботу, воскресенье и праздники служат в пещерной церкви, одевая под священнические облачения пуховики и валенки даже в самые жаркие летние дни. Также служат молебны всем преподобным Зверинецким, прося у святых помощи и заступления для нашей земли. Все желающие могут приложиться к останкам преподобных, хотя для этого необходима смелость и решительность, ведь черепа святых выставлены для поклонения неприкрытыми! Когда впервые монах-экскурсовод предложил туристам приложиться к святыне в виде почерневшего настоящего человеческого черепа, посетители совсем приуныли, с тоской вспоминая привычные стеклянные раки с мощами в Киево-Печерской Лавре. Не имея возможности разобрать где чьи кости, монахи все останки, найденные в подземелье, сложили аккуратными грудками, которые так и лежат в пещерных нишах. Черепа же покоятся в маленьких гробницах.

Сегодня Зверинецкий скит, несмотря ни на что, возрождается. В любой момент каждый из нас может прийти, спуститься в пещеры, ощутить молитвенное присутствие покоящихся здесь подвижников. Вот только монахи рекомендуют прежде чем прикоснуться к святыне, взойти на так называемую «Гору покаяния». Раньше, говорят, каждый, кто шел каяться в церковь, стоящую над Зверинецкими пещерами, нес плиту, символизирующую тяжесть грехов, и складывал ее на гору. Сейчас уже никто никуда никаких плит не носит, но святыня стоит на месте — действенная, благодатная, спасительная. Стоит только прийти и прикоснуться.