«Родоначальник Кафедральных соборов Днепропетровска»

0
19

Первый храм Екатеринослава был освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери. Его уже давно нет, но история отвела ему неповторимую роль — он стал родоначальником двух кафедральных соборов Днепропетровска. Более 70 лет назад был варварски разрушен один из красивейших храмов города, Вознесенский, именуемый в народе Казанской церковью.

Автор: Диакон Георгий СКУБАК

Пресвятая Богородица пользуется у славян особым беспримерным почитанием. Среди множества иконографических образов Божьей Матери Вселенского Православия особой любви верующих удостоилась Казанская икона. Уже общеизвестно, что в судьбе многих городов Святой Руси этот чудотворный образ сыграл особую, даже решающую роль, ведь Казанская икона — это незыблемое напоминание о милости Богородицы к нашей земле, о Ее заступничестве за наше Отечество в тяжелейшие годы. Просвещение Христовым благовестием Казани и Восточной России, спасение Москвы и всей России от поляков в смутное время междоусобиц (XVII век). Несомненно, промыслительным стало участие чудотворного Казанского образа в судьбе северной столицы — Санкт-Петербурга. С середины XVIII столетия Казанская икона стала заветнейшей и любимейшей святыней града святого Петра. Уходя на войну с французами, фельдмаршал М.И. Кутузов молился перед этим образом о даровании победы, и Божья Матерь не отвергла возложенного на Нее упования. Особую помощь Казанская икона явила в тяжелейшее время Великой Отечественной войны — после крестных шествий с этим чудотворным образом в городах, находившихся в окружении и блокаде, наступил переломный момент, после которого иго фашизма было уничтожено. В Харькове храм Казанской иконы Богородицы тоже находится под особым покровом — несмотря на изощренные попытки большевиков этот храм, единственный действующий в городе, в советское время так и не был закрыт. И таких примеров множество.

Многие города Святой Руси могут похвалиться особым заступничеством Божьей Матери через Свой Казанский образ. В этом вопросе Днепропетровск тоже не является исключением. Дело в том, что первым храмом губернского города Екатеринослава, нынешнего Днепропетровска, является храм именно в честь иконы Казанской Божьей Матери, который впоследствии явился родоначальником и предтечей кафедральных соборов — Свято-Успенского, а затем и Свято-Троицкого.

Вот что по этому поводу мы можем найти у одного из историков-епископов — Феодосия (Макаревского) в его фундаментальном труде «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия». Описывая генезис слободы под названием Половица, которая в то время занимала территорию современного Днепропетровска на правом берегу Днепра от нынешнего железнодорожного вокзала до парка им. Т. Шевченко, Владыка Феодосий приводит очень интересные факты. Оказывается, 11 июля 1781 года по инициативе бывших запорожцев: Лазаря Глобы, Игната Каплуна, Андрея Мандрыки, Данилы Касалапа, — в Половице, которая уже насчитывала 125 дворов и полторы тысячи человек населения, началось строительство нового храма. По благословению архиепископа Славянского и Херсонского Никифора (Феотоки) было определено устроить храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Возведение церковного строения было возложено на мастера из села Каменского Данилу Деревянко. Завершенный летом 1783 года храм так никогда и не был освящен — за несколько дней до торжественного события на праздник Преображения по неизвестной причине загорелся купол. Строительные леса были уже разобраны, потушить пожар не удалось и за несколько часов от двухлетнего кропотливого труда и жертв прихожан осталось только пепелище.

В 1784 году казаки подали новое прошение о строительстве храма, но из-за слухов о ликвидации слободы и перенесении на ее место города Екатеринослава, решили повременить. В скором времени слухи подтвердились. Но все же жители Половицы успели в 1786 году освятить временный молитвенный дом во имя Казанской иконы Божьей Матери, ставший первым храмом нового города. «Так, — восклицает историк, — в древней славной Половице установился свой собственный, самостоятельный приход! Так положено основание нынешнему губернскому городу Екатеринославу!».

Через пять лет 15 января 1791 года в Екатеринославе освятили первый городской храм, который тоже был наименован в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы. Иконостас и храмовую утварь перенесли из упраздненного молитвенного дома. На самом деле, новый храм был не так уж и нов. Здание, построенное еще в 1780-81 годах для костела Екатеринослава-I (Кильченского), всего лишь перенесли в новый город. Перенесли, потому что на строительство нового храма не хватало средств, а Казанский молитвенный дом, оставшийся в наследство от Половицы, пришел в полную ветхость.

Казанский храм, который располагался на месте современного дома по площади Демьяна Бедного, 1 тоже планировали как временную. Ведь ни по размерам, ни по архитектуре она не подходила столичному городу. Поэтому простояла она недолго. Уже в 1796 году недалеко от Казанского храма на месте, назначенном известным архитектором Иваном Старовым, начали возведение нового деревянного — Свято-Успенского — храма. Строили ее быстрыми темпами и в июля 1797 года к митрополиту Екатеринославскому и Херсонес-Таврическому Гавриилу (Бодони) уже поступил отчет о том, что «ныне наружною постройкою и внутренними частями, как-то: престолом, жертвенником, горным седалищем и иконостасом окончена и к священнодействию в ней все имеется».

В 1797 году после освящения деревянного Успенского храма перед местными властями встал вопрос о дальнейшей судьбе его предшественника — Казанского храма. Решился он быстро. Уже 18 октября того же года на полугорье на Большой Привозной площади освятили место, но храм решили переименовать во имя сошествия Святого Духа. Сейчас на этом месте красуется монументальный Свято-Троицкий кафедральный собор — главный храм города.

Так Казанский храм канул в вечность, но в истории епархии он навсегда останется великим храмом, потому что именно из него ведут свою родословную Успенский и Троицкий соборы — два из трех городских храмов, которые в разные периоды истории служили архиерейскими кафедрами.

Но так или иначе название «Казанская» не исчезло с карты города: она сначала перешла к улице Казанской (ныне — Карла Либкнехта), а позднее и к целому району, который находился выше по этой улице и в народе именовался «Новыми планами» (планами назывались свободные участки земли, которые после планировки продавались жителям городским правительством). Именно здесь на вершине второго из трех холмов, на котором построен Днепропетровск — холме святой Варвары в 1916 году и был воздвигнут новый величественный храм для увековечения великого подвига русской армии и ее доблестных солдат Первой мировой войны.