Свято-Николаевский Мукачевский женский монастырь

0
86

Высказывалось мнение, что 1-й православный монастырь в Мукачеве могли основать иноки из Киева – в связи с выходом одной из дочерей Ярослава Мудрого за венгерского короля (польский хронист Ян Длугош упоминает ее под именем Анастасии). Местом подвига этих иноков иногда считают пещеры на Жорнине – в северо-восточной части Чернечьей горы, примерно в 3 км от нынешней обители. Причиной запустения изначального монастыря, если он действительно существовал, могло стать нашествие монголов.

■ Из Мукачевской летописи (написанной в стенах нынешней обители) известно предание о том, как однажды князь Феодор Кориатович подвергся нападению змия во время охоты на Чернечьей горе: призвав в молитве на помощь свт. Николая Мирликийского и дав обет построить храм, охотник смог поразить змия копьем (в защиту правдоподобности этого рассказа, выдающийся церковный историк Закарпатья архим. Василий (Пронин) вспоминал, что сам некогда отражал палкой нападение змеи в горах Сербии); позже, думая о месте для храма, князь увидел на середине реки Латорицы ангела, указывающего на Чернечью гору; соорудив церковь, Кориатович передал ее инокам.

■ Сохранилась грамота Феодора Кориатовича монастырю на села Бобовище и Лавки и собирание виноградной десятины в окрестностях Мукачева, датированная 8 марта 1360 г. Из-за того, что письменные источники упоминают о Феодоре Кориатовиче с 1339 по 1414 гг. и при этом содержат много разноречивых сведений, историки спорили о дате прихода князя в Закарпатье и подлинности грамоты 1360 г. Ныне приход Феодора Кориатовича в Закарпатье чаще датируют концом XIV в. Но следует учитывать, что текст грамоты Мукачевскому монастырю дошел до нас в позднем латинском переводе, где, возможно, допущены отступления от оригинала. Некоторые ученые (польский хронист Мацей Стрыйковский, российский историк Николай Карамзин) допускали, что Кориатовичей было 2 (в этом случае, по мнению о. Василия, с 1339 г. в крае жил «князь Мукачевский» Феодор Кориатович, который в 1360 г. основал обитель и между 1380-1395 гг. почил, а в 1398-1414 гг. действовал тезоименитый ему «князь Подолии»).

Продолжение истории

■ 14 августа 1458 г. венгерский король Матфей Корвин дал игумену обители Луке грамоту с подтверждением прав на Бобовище и Лавки и виноградную десятину; эту грамоту о. Василий (Пронин) называет 1-м документом по истории Мукачевской епархии, т. к. грамота отражает факт игуменской юрисдикции над несколькими населенными пунктами. В том же 1458 г. в монастыре начали вести Мукачевскую летопись (охватывает события 1399-1871 гг.). Грамота короля Владислава II Добже Ласло от 31 июля 1491 г. упоминает обитель как резиденцию епископа Иоанна. В 1537 г. монастырь был разрушен в ходе гражданской войны в Венгрии. Грамота короля Фердинанда I Габсбурга от 1 октября 1551 г. велит живущим близ обители священникам слушаться своего епископа Василия, грамота от 15 марта 1552 г. – разрешает монастырю восстановить мельницу на Латорице. 19 февраля 1556 г. светские чиновники издали приказ о расширении власти Мукачевского епископа Илариона на Грушевский монастырь, который, будучи с 1391 г. церковно-административным центром юго-восточной части Закарпатья, Марамороша, прежде не состоял в ведении Мукачевских иерархов.

■ 12 ноября 1640 г. капитан Мукачевского замка, поддерживая религиозное движение протестантов и настроенный против короля-католика, арестовал в обители епископа Василия Тарасовича, намеревавшегося вступить в унию с Католической Церковью. Через полгода король добился освобождения владыки и предоставил ему новое место жительства. В 1646 г. часть православных священников Закарпатья все-таки приняла унию, официально объявив об этом в Ужгороде. В 1651 г. одного из священников-униатов, Петра Парфения, возвели во епископы, после чего он поселился в Ужгороде. В 1654 г. для не принявших унию хиротонисали отдельного епископа Иоанникия Зейкана, который поселился в Мукачевском монастыре. В 1656 г. в ходе очередных гражданских смут обитель снова была разрушена. Возрождая ее, владыка Иоанникий построил здесь в 1661 г. каменный храм. В 1663 г. власти отдали монастырь Петру Парфению, который почил в нем в следующем году. В 1664 г. владыка Иоанникий уехал жить в основанную им в Марамороше обитель в Имстичеве, откуда продолжал окормлять паству. Но и преемники Петра Парфения, ввиду нестроений, вызванных церковным двоевластием, не удержались в Мукачевском монастыре. С 1687 г. в обители жил преемник Иоанна Зейкана епископ Мефодий Раковецкий, но в 1690, в связи с прибытием униатского епископа Иосифа де Камилиса, он переехал в Угольскую обитель в Марамороше. В 1-й пол. XVIII в. православным жителям края отказали в праве иметь епископа, и все Закарпатье стало униатским. В 1751 г. епископы-униаты переселились из Мукачевского монастыря в сам город Мукачево, а во 2-й пол. столетия переехали в Ужгород.

■ В кон. XVIII в. игумен Арсений Коцак написал в монастыре 1-ю в Закарпатье церковно-славянскую грамматику. С 1785 г. настоятелем обители, до самой своей кончины (погребен в монастыре), был ученый протоигумен Иоанникий Базилович (1742†1821) – один из 1-х историков Мукачевской епархии, строгий к себе монах, защитник греческого обряда; его «Краткие сведения об учреждениях Федора Корятовича» о. Василий (Пронин) называет 1-й работой по истории Закарпатья и говорит о большом значении работ о. Иоанникия для укрепления церковного и славянского самосознания жителей края; один из богословских трудов Базиловича («Собранные от православного учения») адресован будущему российскому царю Павлу I. Во 2-й пол. XIX в. обителью управлял игумен Анатолий Кралицкий (1835-1894) – известный писатель Закарпатья (в числе его произведений – художественная проза); именно он обнаружил в архиве монастыря и издал предисловие Мукачевской летописи, где рассказывалось о чуде с князем Феодором Кориатовичем.

■ В 1946-1947 гг. обитель стала православной и была обращена в женскую. Ее настоятельницей назначили игумению Параскеву (Прокоп), в схиме Нину (†1967) – известную труженицу на ниве возрождения Православия в Закарпатье начала ХХ в. С 1950 г. и до самой кончины в 1997 г. духовником монастыря был архимандрит Василий (Пронин) – молитвенник и старец, историк Православной Церкви Закарпатья, знаток 14-ти языков.

Архитектура

Обитель стоит на северо-восточной окраине города, на берегу Латорицы, у подножия Чернечей горы, имеющей также название Синай. 1-й каменный храм монастыря был построен в 1661 и разобран в 1826 г. Нынешний архитектурный облик обители формировался с XVIII в. В 1766-1772 гг. дворянин и архитектор Дмитрий Рац (1710-1782) соорудил в монастыре П-образный в плане каменный 2-этажный корпус келий в стиле барокко, обращенный торцами боковых крыльев на восток. По оси дворового фасада к корпусу примкнула 4-ярусная башня-колокольня, чей верх изменил форму в 1950 г. Ныне в корпусе существует малый монастырский храм. На средства, завещанные Д. Рацем, в 1798-1804 гг. возвели новый каменный храм свт. Николая (в его крипту перенесен прах Раца). Сооружение в стиле классицизма с элементами барокко стоит восточнее келий, выше по склону, вытянуто с запада на восток, прямоугольное в плане, с полукруглым выступом-апсидой на восточном торце и квадратной в сечении 2-ярусной башней-колокольней над западным входом. Стенную роспись в интерьере выполнил в нач. ХХ в. художник Ю. Вираг (орнаменты – сер. XIX в.), иконостас расписан сестрами обители в 1950-х гг. На стыке ХХ-XXI вв. восточнее храма свт. Николая, еще выше по склону, сооружен храм Успения Пресвятой Богородицы, увенчанный 5-ю «луковичными» куполами.

Чтимые святыни

В числе святынь монастыря – иконы Божией Матери «Скоропослушница» и Иверская, (привезена со Св. Горы Афон), рака с частицей мощей прп. Моисея Угрина (доставленной в 1996 г. из Киево-Печерской Лавры), 2 иконы с частицами мощей свт. Николая Мирликийского.

Ближайшие святыни и достопримечательности

Считают, что Мукачево основано в IX в. как славянское городище; в то время Закарпатье лежало на стыке политических орбит Руси и Венгрии. Во 2-й пол. XI в. край прочно вошел в состав Венгрии. Король Ласло (1077-1095) возвел в Мукачеве каменные стены. В XIV в. из украинской Подолии перешел на службу к венгерскому королю православный князь Феодор Кориатович, который получил Мукачевский замок и укрепил его. С тех пор на протяжении веков замок не раз перестраивался. С 1993 г. здесь открыт музей. Имея весьма насыщенное яркими событиями прошлое, этот памятник истории известен как Мукачевский замок «Паланок» (последнее слово в названии связано с «паланкой» – частоколом, который в древности существовал вокруг подножия замковой горы и создавал дополнительное укрепление). Расположен замок на юго-западной окраине города. После включения в 1919 г. Закарпатья в состав Чехословакии, в 1921 в крае вновь учредили православную епархию. Ее назвали Карпаторусской Православной Церковью, а в 1931 г. переименовали в Мукачевско-Пряшевскую епархию и возродили епископскую кафедру в Мукачеве. В 1945 г. епархию назвали Мукачевско-Ужгородской в связи с переходом Закарпатья в состав Украины, так как Пряшев остался в Чехословакии. В 1992-1993 гг. в Мукачеве возведен новый кафедральный собор Почаевской иконы Божией Матери (ул. Федорова, 7); в основе сооружения – здание бывшей конторы имения Шенборнов, использовавшееся в советское время в качестве погранзаставы.

Автор: Владислав Дятлов

P.S. Адрес: 89600, г. Мукачево Закарпатской обл., ул. Василия Пронина, 2