Святогорская обитель на Волыни

0
24

Всего за 10 лет воскресла из руин атеистического запустения древнейшая обитель Киевской Руси. Живописное место, где стоит древний Свято-Успенский Зимненский ставропигиальный женский монастырь, не случайно называют Святой Горой. Здесь воплотилась история святости нашей земли. Здесь, на краю Украины, подобно Почаевской и Киево-Печерской лаврам, зажегся еще один светильник Православия, снова напомнив, что мы живем на древней православной земле. Здесь еще раз со всей ясностью обозначилась история Православия, которая почему-то не вписывается в скоропалительные программы нового «светлого будущего».

Автор: Сергей ГЕРУК

Парадоксально, но именно Православная Церковь, при всей видимой вольготности существования в новых условиях, остается камнем преткновения в политических манипуляциях сильных мира сего. Она не желает становиться на колени перед новыми конституционными лозунгами о свободе совести, где под обманчивой строкой разрастается «демократическое» сообщество новых религий, которым «несть числа». Православная Церковь также не вписывается в политические программы экуменических мероприятий, в государственных сценариях которых предоставлено место всякого рода религиозному сброду, начиная псевдоправославными «незалежниками» и кончая оголтелыми сектантами современных неорелигий. Православная Церковь — неудобная Церковь. Ее не спрятать в карман и не пристегнуть к очередным выборам. Но, по большому счету, Православная Церковь зиждется на сознании православных людей Украины, исчисляющихся десятками миллионов. И поэтому ошибочно было бы думать, что волей каких-то администраторов возрождаются из атеистического небытия наши монастыри и храмы, наши исторические святыни. Их возводит, опять-таки, православный люд на свои убогие гроши, собранные в государственных кассах.

В проповеди на Литургии в воскресный юбилейный день Зимненского монастыря Блаженнейший Митрополит Владимир говорил о созидательной силе веры, которая является даром Бога. Этот дар открывает людям тайну прошлого, настоящего и будущего, соприкасает с Богом, наполняет человека творческой силой, красотой и величием. Этот дар тысячу лет сохраняет на нашей земле Православную Церковь, которую врата ада не могут разрушить. Вера подтвердила свою истинность в атеистическое лихолетье гонений и репрессий, выразилась сегодня в строительстве и возрождении наших православных святынь.

Блаженнейший Владимир назвал Свято-Успенский Зимненский монастырь новым символом духовного возрождения Украины, сравнил с жемчужиной, засиявшей на духовном поле нашей страны. Символично и то, что эту обитель основал креститель Древней Руси равноапостольный князь Владимир вскоре после своего крещения. Из летописи известно, что в 987 году, во время завоевания Корсуня, великий князь ослеп. В 988 году княжна Анна, будущая православная жена князя Владимира, привезла по благословению цареградского патриарха на свой брак с князем икону Божией Матери греческого письма. Предание повествует также, что князь Владимир во время крещения в купели Херсонеса увидел сильное и необычное свечение от иконы, после чего он прозрел. Митрополит Владимир сравнивает это чудесное прозрение с прозрением апостола Павла, который до этого пребывал во тьме неверия.

В 1001 году по велению князя Владимира были сооружены первые деревянные храмы на святой горе в селе Зимнее (западной резиденции Владимира), и уже в 1006 году князь на освящении здесь мужского монастыря даровал свою семейную икону Божией Матери. В 1995 году на празднование 500-летия Успенского храма монастыря чудотворная икона вернулась в обитель, где она свято хранилась на протяжении столетий. По свидетельству многочсленных паломников, накануне перенесения иконы из Корецкого монастыря, они увидели над Троицким храмом, где хранилась икона, большой огненный столп, простирающийся до неба. В это же время с храма доносилось пение херувимской песни. Люди поспешили к храму, но изумленно остановились пред закрытыми дверями: в храме никого не было. Именно 23 сентября, в преддверии празднования памяти Зимненской чудотворной иконы Божией Матери, произошло исцеление слепой женщины.

В субботний день 22 сентября с.г. икона пребывала в храме г. Владимир-Волынского и с крестным ходом, под церковное пение и молитвы, была доставлена в Зимненский монастырь. Икону у стен обители встречал Блаженнейший Митрополит Владимир с Преосвященным Павлом, наместником Киево-Печерской Лавры.

В эти дни монастырь принял тысячи паломников. Верующие ехали и из России, и Беларуси. Святая Гора Волыни праздновала торжество Православия. Не случайно глава Волынской областной администрации отметил, что возрожденный Зимненский монастырь может быть прекрасным примером духовного возрождения для всей Украины. За столь короткий срок монастырь воскрес буквально из развалин, преобразился в новой красоте и величии. Не менее удивительно, что все эти преобразования легли на плечи трех десятков монахинь и послушниц во главе с игуменьей Стефаной. Игуменья считает, что такое скорое возрождение обители, строительство и роспись храма, корпусов и помещений, святых пещер, крепостных стен возможно было только с помощью Божией и по заступничеству Пресвятой Богородицы.

В субботу перед вечерней службой произошло знаменательное событие: в Успенском храме таинство крещения приняли два человека — 25-летний Виталий, оператор УТН, и 10-летний Алексей, житель г. Припяти. Таинство в присутствии многочисленных паломников совершил епископ Павел. Символично, что на южной стене храма изображена сцена крещения Руси равноапостольным князем Владимиром. Эпизод крещения как бы символизировал повторение истории: Православная Церковь стремительно увеличивает число верующих, за десять лет, не взирая на расколы, количество приходов возросло до девяти тысяч. Возродились и были созданы десятки монастырей, построены тысячи храмов. Все это свидетельствует о возрастающей роли Православия в стране, его божественном назначении.

Юбилейные торжества в Зимненском монастыре еще раз вернули нас в древнюю историю этой обители. В центре монастырского подворья, справа от Успенского храма, у древней стены стал в бронзе святой равноапостольный князь Владимир со Знаменской иконой в руках и духовно пребывал в молитве с православными верующими в эти дни. Прекрасные слова звучали в песнопениях, обращенных к Божией Матери: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши, и грешных скорби разрушаеши: Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево…»

В нишах монастырских пещер хранятся черепа и кости почившей некогда братии и напоминают о том, что за 1000 лет существования обитель пережила много славных дней, как и годин испытаний. С 1018 года в обители подвизался известный Киево-Печерский святой — преподобный Моисей Угрин, мощи которого пребывают в Ближних Пещерах Киево-Печерской Лавры. Венгр по происхождению, он является заступником православных всех славянских народов. Здесь же, возвращаясь из Царьграда в 1073 году, умер преподобный Варлаам, игумен Киево-Печерский. Эта кончина также свидетельствует о духовной взаимосвязи Киево-Печерского и Святогорского Успенских монастырей. В 1097 году в монастырских келиях много времени проводили первые Владимирские епископы Стафан и Амфилофий, первый игумен — преподобный Нифонт, епископы Иосаф и Василий, и многие другие.

История рассказывает, что Зимненский монастырь, как древнейший на Волыни, был предметом заботы волынских вельмож. Православный князь Феодор Чарторийский на месте древнего храма князя Владимира построил в 1495 году новый величественный Успенский храм, где и была установлена чудотворная икона. Семья Чарторийских подарила монастырю два великолепных колокола, один из которых сохранился до сего дня и установлен в центре обители на площади.

1682-1797 годы стали временем огромных испытаний для монастыря и его иноков. Так, например, новый владелец монастырских земель М. Чацкий повелел снести с Успенского храма купола, чтобы уподобить храм костелу. Все имущество было разграблено. Выходя из храма, Чацкий, насмехаясь над чудотворной иконой, сказал: «Что, православная святыня чудотворная, так и не смогла ты спасти монастырь!» Но при этих словах, как свидетельствует история, Чацкий ослеп, подтвердив свою духовную слепоту, и через три года умер. С тех пор все его наследники за три года до смерти также слепли.

6 сентября 1990 года епископ Луцкий и Волынский Варфоломей освятил погост и разрушенные стены Зимненского монастыря. Летом 1991 года две корецких монахини, одной из которых была матушка Стефана, начали свой труд по возрождению обители.

3 мая 1996 года Священный Синод УПЦ, учитывая историческое и духовное значение святыни, предоставил возрожденной обители статус ставропигии — непосредственного подчинения Предстоятелю Церкви Блаженнейшему Митрополиту Владимиру.

Юбилейные торжества прошли в атмосфере пасхальной радости. Это чувствовали все присутствующие и на ночных, и дневных службах, крестных ходах, молебнах, акафистах и заключительном концерте у стен обители. Все это еще раз утвердило величие Зимненского монастыря, как оплота Православия на украинской земле.